Великобритания остановила производство истребителей Eurofighter Typhoon из-за отсутствия новых заказов, что вызвало опасения внутри страны по поводу угрозы потери критически важных навыков аэрокосмической промышленности в Британии. Об этом пишет The Financial Times.
На протяжении десятилетий Typhoon собирали на заводе BAE Systems в Уортоне, графство Ланкашир. Однако сейчас работы на финальной сборочной линии свернуты, поскольку завод готовится к поставке последнего истребителя Typhoon для Катара в рамках заказа на 5 миллиардов фунтов стерлингов от 2017 года.
«В ангаре есть один реактивный самолет, но он фактически ждет несколько деталей и покраску. Что касается основной сборки, то она завершена, и на ней не работают никакие работники», — сказал представитель профсоюза завода.
Правительство Великобритании не заказывало новые самолеты с 2009 года, а дальнейшие экспортные заказы с Саудовской Аравией и Катаром еще не согласованы.
Самолеты Typhoon строятся общеевропейским консорциумом, в состав которого входят BAE, Airbus и Leonardo, причем каждая компания изготавливает различные детали для каждого самолета. Они также управляют линией окончательной сборки в каждой стране-партнере — когда страна-партнер заказывает самолеты или возглавляет экспортное соглашение, она собирает самолет.
BAE все еще строит передние фюзеляжи для Typhoon, заказанных другими странами, но затем их отправляют в Европу для окончательной сборки.
Недавнее решение британского правительства приобрести истребители F-35 американского производства, а не брать на себя обязательства по новому заказу на самые современные Typhoon, вновь разожгло дискуссии о приоритетах в области обороны. Хотя Великобритания обязалась модернизировать свои нынешние самолеты Typhoon, в частности установить новый радар, она является единственной страной в консорциуме, которая не заказала новейшую модель.
Министр обороны Великобритании Джон Гилли на прошлой неделе отказался комментировать вопрос о перспективах нового заказа, но заявил, что недавний стратегический обзор обороны подтвердил важность самолетов Typhoon и необходимость модернизации.
Гилли также сообщил комитету по вопросам обороны, что Великобритания ожидает закупить партию из 27 истребителей F-35, которые начнут поступать до конца десятилетия, 15 из которых будут модификации F-35B, то есть пригодными для базирования на авианосце. Остальные 12 будут модификации F-35A с возможностью нести тактические ядерные бомбы.
Руководители отрасли утверждают, что переговоры о получении новых экспортных заказов на Typhoon из Катара, Саудовской Аравии и Турции продвигаются.
Редактор журнала «Aerospace» Королевского аэронавтического общества Тим Робинсон говорит, что перерыв в «непрерывной сборке боевых самолетов в Великобритании, вероятно, будет лишь временным». В то же время он добавляет, что «чем дольше перерыв, тем больше риск потери ключевых навыков и критически важного опыта, которые будут необходимы для истребителей следующего поколения».
Компания-производитель BAE заявила, что имеет «опыт реагирования на изменение требований программы Typhoon, чтобы обеспечить сохранение специализированных навыков».
«Высокий уровень заинтересованности, преданности и инвестиций в самолет со стороны нынешних и потенциальных клиентов вселяют в нас уверенность в том, что производство Typhoon в Великобритании продолжится и в следующем десятилетии», — добавили в BAE.
Министерство обороны Великобритании утверждает, что Typhoon останется «основой противовоздушной обороны Великобритании как минимум до 2040-х годов». В то же время будущие инвестиции в Typhoon «зависят от Плана оборонных инвестиций, который будет опубликован позже в этом году».