
Несмотря на усилия России по продвижению экспортной версии флагманского истребителя пятого поколения с технологией малозаметности Су-57 среди международных покупателей, Китай передумал их покупать. Об этом пишет eurasiantimes.com.
Отмечается, что Су-57 — двухмоторный многоцелевой самолет с сверхзвуковым полетом, 3D-векторным управлением тягой и интеграцией с беспилотными системами, такими, как дрон S-70 «Охотник».
Россия предложила Су-57 Китаю в 2010-х годах, и Пекин активно им интересовался. В то время собственная программа Китая пятого поколения — Chengdu J-20 Mighty Dragon — только начинала реализовываться, и Пекин рассматривал Су-57 как быстрый способ приобрести передовые технологии, такие, как стелс-покрытие, авионика и конструкции двигателей.
«Россия даже предложила Китаю экспортную версию (Су-57Е), и шли разговоры о совместной работе или небольших закупках для детального изучения самолета. Но эта искра быстро погасла. Сделка не была заключена, и сегодня Китай публично высмеивает Су-57, выпуская собственные J-20 и J-35», — говорится в статье.
Отмечается, что к середине 2010-х годов китайский J-20 был принят на вооружение и быстро набрал обороты в производстве — в настоящее время изготовлено уже 300 единиц, а еще больше истребителей находятся на стадии разработки. J-20 — это большой, дальнобойный самолет, созданный для доминирования в воздухе над Тихим океаном, с мощной технологией стелс и ракетной техникой, которая не уступает или даже превосходит Су-57 в радиолокационной незаметности. В то же время РФ выпустила только 20-30 таких самолетов. Кроме того, китайцы считают, что видимые сопла двигателей и щели Су-57 делают его более заметным в небе, чем китайский J-20 или американский F-22.
Кроме того, Китай представил на авиасалонах J-35A (авианосный стелс-самолет, подобный F-35), скопировав американские конструкции, но полностью проигнорировав российские.
Интерес со стороны Пекина был в основном «учебным» — купить несколько самолетов, разобрать их в лабораториях, однако Россия сдерживалась от передачи истребителей, особенно после санкций, введенных после 2014 года из-за аннексии Крыма.
На авиасалоне в Чжухае в 2024 году появились два Су-57, однако они были разгромлены в китайских социальных сетях за ужасное качество — видимые винты, ржавые панели и плохую сборку. В одном вирусном посте его назвали «в лучшем случае четвертым поколением». Из-за этого Китай окончательно потерял интерес.
«Китай больше не нуждается в России. В 2010 году Россия была «большим братом» в аэрокосмической отрасли, но теперь это уже не так. Пекин покупает российскую нефть, но не высокотехнологичные самолеты или военное оборудование», — подытожили в издании.
В войне против Украины Россия применяет истребители Су-57 для ударов ракетами Х-59.