В период с января по апрель более чем каждый четвертый самолет британских Военно-воздушных сил сталкивался с помехами из-за того, что Россия глушила сигнал GPS над Восточной Европой, это сотни рейсов. Об этом сообщает The Telegraph.
В материале сказано, что речь идет о транспортных рейсах и полетах для наблюдения.
«Это еще один пример безрассудства России и еще одно доказательство того, что она — враждебное государство, вышедшее из-под контроля. К счастью, наши самолеты и пилоты могут отвести эту угрозу, но это свидетельствует о презрении президента Путина к Западу и к международному порядку, основанному на правилах», — заявил министр обороны Великобритании Грант Шаппс.
Советник FlightRadar 24, который поделился данными с The Telegraph, заявил, что глушение GPS нарушает работу навигационных систем и увеличивает нагрузку на пилотов «в перегруженном воздушном пространстве вблизи зон конфликта», поэтому уменьшение этих рисков важно для безопасности полетов.
Издание напоминает, что в марте Россия глушила GPS самолета британских ВВС, который перевозил Шаппса из Польши в Великобританию.
Источник The Telegraph тогда сообщил, что глушение было «непосредственно связано с Путиным и нападением на Украину и деликатной ситуацией вокруг Калининграда».
Издание проанализировало данные FlightRadar 24 о полетах, совершенных 63 самолетами Королевских ВВС в период с 1 января по 30 апреля, всего 1467 рейсов по Восточной Европе и Ближнему Востоку.
Было обнаружено, что 142 транспортных и наблюдательных рейса Королевских ВВС из 504 по всей Восточной Европе подверглись помехам GPS в этот период. В 60 случаях попытки глушения повторялись.
Каждый из летательных аппаратов, которые проанализировал The Telegraph, имеет транспондер, он передает число, сообщающее о точности бортового GPS. По словам экспертов, когда это число падает ниже определенного порога, это является надежным признаком того, что глушение происходит.
Отмечается, что анализ включал все самолеты Voyager британских ВВС, арендованные пассажирские Airbus A330, а также два бизнес-джета Dassault Falcon и специально оборудованный правительственный Voyager, который используется для VIP-поездок. Также были проанализированы рейсы грузовых самолетов A400M и C-17 и самолет наблюдения RC-135, который базируется на конструкции лайнера Boeing 707.
Если учесть рейсы, пересекающие восточное Средиземноморье, количество заблокированных рейсов ВВС Британии возрастает до 40%, пишет издание.
The Telegraph объясняет, что некоторые сигналы помех могут поступать из Израиля, поскольку он стремится защититься от потенциального оружия с GPS-наведением, которое запускает ХАМАС.
В то же время в статье сказано, что Россия имеет значительное военное присутствие в Сирии, и геополитические эксперты считают, что некоторые случаи глушения в регионе происходят именно оттуда. Еще один российский глушитель действует из Калининградского эксклава.
Научный сотрудник Королевского института объединенных служб Том Визингтон, который специализируется на радиоэлектронной борьбе, сказал The Telegraph: «Это имеет последствия как с точки зрения навигации, так и с точки зрения управления воздушным движением. Не обязательно россияне намеренно пытаются нанести вред авиации, осуществляя это глушение. Но с другой стороны, само глушение — это очень безответственно. Будут моменты, когда странам придется использовать его по очень уважительным причинам, например, для самообороны».