Китай незаметно захватил «российский задний двор» — торговля Пекина с Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном и Кыргызстаном вдвое превысила товарообмен России с этими странами. Об этом пишет газета The Telegraph.
Отмечается, что Центральная Азия — большой и почти безлюдный регион, где проживает лишь 1% мирового населения. Однако Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан вместе производят 4% мировых запасов нефти, 5% всего газа и большое количество меди, цинка и урана, а также значительную часть сельскохозяйственной продукции. Кроме того, существует огромный потенциал для добычи гораздо большего количества «твердых» и «мягких» сырьевых товаров из этого региона, а также редких полезных ископаемых, необходимых для производства полупроводников и бесчисленных электронных, возобновляемых энергетических и военных целей.
В 2000 году российская торговля с Центральной Азией превышала торговлю Пекина с этим регионом более чем в пять раз. С тех пор китайская торговля с Центральной Азией стремительно выросла, в частности, после запуска Пекином так называемой «Инициативы Пояса и Пути» в 2013 году. Объемы торговли также существенно увеличились после вторжения России в Украину в феврале 2022 года.
Пока американские военные базы в Центральной Азии были закрыты после вывода войск США из Афганистана, Пекин заполнил вакуум – не только заключив больше соглашений о поставках ресурсов со странами Центральной Азии, но и активно занимаясь строительством инфраструктуры во всем регионе, чтобы обеспечить возможность транспортировки товаров в Европу и на мировые рынки независимо от геополитической ситуации.
По информации издания, Китай полагается на так называемый «Северный коридор» – транзит товаров грузовыми поездами через Россию в Западную Европу. Пекин также традиционно активно использует морской «Южный коридор» – морские перевозки через Южно-Китайское море, затем Индийский океан и Суэцкий канал.
Однако после вторжения России в Украину Китай значительно сократил использование «Северного коридора», поскольку многие западные логистические компании, опасаясь санкций, отказались от перевозки товаров, проходящих через Россию. Прохождение по Суэцкому каналу усложнилось из-за пиратства в районе Африканского Рога и ракетных обстрелов из Йемена со стороны повстанцев-хуситов, которых поддерживает Иран.
Напряженность между Китаем и США, а также Западом в целом, растет – о чем свидетельствуют пошлины Дональда Трампа и произвольные ограничения Китая на экспорт редкоземельных металлов, причем Пекин сейчас контролирует 90% мирового производства. Президент Си Цзиньпин, конечно, также остается решительным в своем стремлении реализовать политику «единого Китая» – что является кодовым термином для захвата Тайваня. Это одна из главных причин, почему Китай сейчас инвестирует значительные средства в давно заброшенный мультимодальный торговый маршрут – через Казахстан и/или Кыргызстан и Узбекистан по железной дороге, через Каспийское море в Азербайджан, а затем через Турцию или Грузию в Западную Европу.
Пекин сейчас финансирует строительство железных дорог в Центральной Азии и инвестирует в порты Каспийского и Черного морей, чтобы заставить эти страны подчиниться.
Пекин опасается, что в случае серьезного конфликта, в частности противостояния с Тайванем, ВМС США могут заблокировать Малаккский пролив, соединяющий Южно-Китайское море с Индийским океаном. Сейчас через него ежедневно проходит 25% мирового экспорта товаров, в том числе 80% импорта нефти в Китай. Это объясняет все большие инвестиции Китая в Центральную Азию как в транзитный маршрут. Если Пекину будет необходимо развитие экспорта, гораздо легче контролировать дороги и железные дороги в отдаленных зависимых странах, чем вести переговоры с Америкой», — говорится в статье.