
В ноябрьском исследовании НАПК «Коррупционные риски при закупках БПЛА и РЭБ для ВСУ» говорится, что за формирование требований к тактико-техническим характеристикам дронов и обоснование потребностей отвечает непосредственно Генштаб, который не поддерживает надлежащей обратной связи с боевыми подразделениями. Как следствие, закупается малоэффективная техника, «которая оказывается устаревшей к моменту ее поставки».
И.о. руководителя управления формирования политики добропорядочности в сфере безопасности и обороны в НАЗК Марта Ивашкив во время интервью NV отметила, что непонятно, чем именно руководствуется ГШ, когда формирует предложения, которые затем поступают в Агентство оборонных закупок.
«В нашем исследовании мы использовали данные, полученные, в частности, от благотворительного фонда «Сообщество Стерненко», который проводил опрос в боевых подразделениях о качестве, цене и других показателях предоставленных им государством беспилотных систем. И военные говорили, что часть дронов неэффективны», — рассказывает спикер, призывая учитывать в том числе субъективизм, ведь то, что подходит одному подразделению, может не подходить другому.
Однако у Сил обороны есть достаточно качественных механизмов, которые позволяют оценивать реальную эффективность вооружения. Речь идет о системе ситуационной осведомленности «Дельта» и маркетплейсе DOT-Chain Defence (экосистема, которая объединяет верифицированных поставщиков, военных и агентство закупок в единую цифровую модель — ред.). Также оценку можно провести на основе данных из системы е-баллов.
Также Ивашкив рассказала, что из-за возможности принимать решения «по собственному усмотрению» нет четких критериев формирования перечня потребностей воинских частей, который Центральное управление оборонных ресурсов ГШ и Главное управление логистики отправляют Агентству оборонных закупок. Это влияет на прозрачность и предсказуемость закупок.