ЦПК: Счетная палата отказывается проверять, эффективно ли Украина потратила деньги на оружие

0
23

ЦПК: Счетная палата отказывается проверять, эффективно ли Украина потратила деньги на оружие

Счетная палата, которую возглавляет Ольга Пищанская, отказывается проверять, как Украина потратила средства налогоплательщиков на оружие. Об этом сообщает исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк.

Она отметила, что все миллиарды международной помощи, которые сейчас вливаются в Украину, в большинстве своем уходят на пенсии, зарплаты медикам и учителям, другие нужды, не касающиеся обороны. При этом, все налоги украинцев идут на обеспечение армии, в том числе и на оружие.

Закупки оружия, в отличие от других, должны оставаться непубличными. А значит, единственный шанс для государства обеспечить к ним доверие – провести честный аудит за годы полномасштабного вторжения, чтобы выяснить – эффективно ли тратились деньги на оружие и технологии в сфере обороны и что нужно изменить, чтобы каждая гривна работала эффективно. Одним из ключевых государственных аудиторов по этим вопросам является Счетная палата, но она решила такие траты не проверять.

24 октября прошлого года – до назначения Песчанской – Счетная палата ознаменовалась аудитом расходов Минобороны на питание и вещевое обеспечение для бойцов. Тогда аудит подтвердил, что «яйца по 17» и схемы Гринкевичей действительно имели место. После разоблачений журналистов выбора в Счетную палату – видеть нарушения или нет – фактически не оставалось.

Тогда властям «на высших эшелонах» интерес Счетной палаты к сфере обороны начал не нравиться. В Офисе президента в частности стали активнее двигаться к назначению постоянного руководства палаты, экс-главу которой Валерия Пацкана (который также получал подозрение от НАБУ и САП) Совет уволил еще в апреле 2023 года. А в СМИ начала появляться информация о возможном назначении Пищанской.

До оглашения результатов отчета по вещевому имуществу – в августе 2023 г. – Счетная палата также начала аудит эффективности использования бюджетных средств, предусмотренных Министерству обороны Украины на закупку, разработку и модернизацию вооружения и военной техники. То есть целью отчета было – выявить, эффективно ли Украина тратит деньги на оружие.

Однако в конце ноября аудит эффективности использования бюджетных средств превращается в аудит соответствия по теме: «Деятельность Министерства обороны Украины в сфере закупки, разработки и модернизации вооружения и военной техники».

Такой аудит уже не оценивает эффективность расходования средств на покупку оружия. Его цель – оценка правильности принятия управленческих решений и их соответствия законодательству. Проще говоря – на деньги никто не будет смотреть, а если посмотрит, то «сквозь пальцы» и про эффективность расходов на оружие ответа не дадут.

Каленюк отмечает, что на такие изменения в Счетной палате после вероятных намеков власти пошли не совсем незаконно. Ведь «аудита соответствия» как явления в законодательстве о Счетной палате тогда вообще не существовало. Такой аудит появился уже позже – после вступления в силу изменений в закон «О Счетной палате» – 4 мая 2024 года.

В ответ на запрос народного депутата Ярослава Юрчишина Пищанская ответила следующее: такое решение было обосновано тем, что осуществление оценки эффективности закупки, разработки и модернизации ВВТ в условиях правового режима военного положения невозможно. Почему в августе-ноябре 2023 года таких оговорок у Счетной палаты не было и кем именно была «невозможна» оценка расходования средств — Пищанская решила не рассказывать.

Кто может мешать провести аудит расходов на оружие

Провести аудит должны за период 2022 года и первое полугодие 2023 года. В то время за все закупки оружия Минобороны отвечал Департамент военно-технической политики (ДВТП).

До полномасштабного вторжения РФ государственные деньги, которыми распоряжался ДВТП, составляли около 22 млрд грн ежегодно. А с началом вторжения выросли в 15 раз ориентировочно – до 335 млрд грн в год.

В указанный период ДВТП возглавляли Александр Лиев и Тоомас Накхур — они уже получили подозрения в деле «Львовского арсенала» о хищении денег на боеприпасах.

Куратором департамента среди заместителей министра обороны был Денис Шарапов. Он, в частности, известен тем, что в 2000-х имел совместный бизнес с россиянином Рахимимом Эммануиловым и текущим руководителем Офиса президента Андреем Ермаком и его отцом Борисом.

В то же время сам ДВТП до сих пор не очищен и не реформирован. Работники ДВТП, включая Тоомаса Нахкура, участвовавших в махинациях с многомиллиардными расходами на оружие, остаются на должностях.

Как сделать Счетную палату эффективной

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №10044, предусматривающий реформирование Счетной палаты. Однако, пока он не содержит положений, которые помогли бы обеспечить независимый и прозрачный отбор членов и председателя Счетной палаты. По проекту такой конкурс в дальнейшем остается фактически под контролем народных депутатов, который на практике эффективно не работает.

Другой важный вопрос – четко выписать на уровне закона процедуры финансового контроля и, в частности, критерии – какой аудит в каком случае должен быть назначен.

Без таких мер и четких правил – независимую Счетную палату нам не увидеть и условия международных партнеров, благодаря которым сегодня держится наш бюджет, точно не выполнить.

Предыдущая статьяВ ГБР сообщили подробности расследования прорыва оккупантов на Харьковщине
Следующая статьяРоссияне роняют на Белгородскую область «умные бомбы», которыми бомбят Харьков

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ